РЕГИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МСА                                                                                                          
                      
НОВОСТИ

О Москве и не только. Президент РААСН, народный архитектор России Александр Кузьмин – о градостроительстве и месте архитектора в градостроительных процессах

В номере 3 журнала «Архитектура, Строительство, Дизайн» за 2015 г., посвященном различным аспектам градостроительства, опубликовано интервью с академиком, президентом Российской академии архитектуры и строительных наук А.В. Кузьминым
 
 
 
О Москве и не только 
Президент РААСН, народный архитектор России Александр Кузьмин – о градостроительстве и месте архитектора в градостроительных процессах
 
- Каким Вы видите стратегическое развитие Москвы?
- Мое твердое убеждение – сначала на государственном уровне должна быть разработана и принята принципиальная схема территориального развития Российской Федерации. Очевидно, что сейчас наблюдаются определенные негативные процессы – например, неконтролируемый прирост населения, особенно в Центральном и Северо-Западном регионах страны. Необходимо знать общий потенциал. После этого можно поднимать вопросы о стратегии развития Москвы и Московской области как субъектов федерации. Нужно идти от общего к частному. В данном случае – от утверждения градостроительного законодательства для страны; и здесь Москва – «частный случай».
  
- Существуют ли некие незыблемые «столпы», параметры, подходы, способные обеспечить устойчивое выполнение основных положений генплана независимо от сложной и нестабильной экономической ситуации?
- Я не знаю ни одного мегаполиса или города, где бы генплан был абсолютно «неподвижен», не подвергался каким-либо корректировкам. Эти процессы зависят от меняющихся экономических условий, от новых технологий и прочих изменений. Однако главное должно оставаться незыблемым: это, во-первых, природный комплекс, во-вторых – культурное наследие в широком понимании (среда, памятники и даже, может быть, образ жизни населения). Еще одно, что должно жестко соблюдаться, – режим охраняемых территорий. Кстати, Москва – хороший пример: в столице принят закон об особо охраняемых природных территориях. Мы этот закон пробили! Иначе были бы уже застроены все опушки лесопарков, ведь местная администрация всегда находит лазейки в несовершенном законодательстве, чтобы использовать ситуацию в своих интересах. А лес – он уязвимый, бороться с железобетоном и кирпичом не может. Он отступает от города, образуя новые поляны, которые опять обязательно приглянутся застройщикам. 
Здесь самое важное – выделить «священную корову», четкие и незыблемые правила и нормы взаимодействия города с природным комплексом, с учетом интересов бизнеса, населения, ЖКХ и пр. Остальные территории могут жить и развиваться как бы в обстановке «презумпции невиновности»: разрешено все, что не запрещено, т.е. если застройщик действует в пределах параметров, определенных генпланом (УПП), то это нормальное и достаточное подтверждение правомочности его действий. И тогда территория будет «дышать».
Город должен бороться за коридоры коммуникаций – транспорт, связи. Самое ценное в городе – непрерывность путей. Вот позитивный пример: железная дорога, которая раньше шла к Опытно-конструкторскому бюро им. П.О. Сухого, теперь обеспечивает связь внутри городских районов (от пр. Маршала Жукова до Ходынки).
 
- Каковы самые существенные градостроительные проблемы Москвы, которые необходимо преодолеть для ее гармоничного развития?
- Попытаюсь ответить на этот вопрос и как житель города, и как бывший работник мэрии. Тем более что у нас так повелось: по утверждению социологов, до 60% писем, поступающих во властные структуры с предложениями по совершенствованию жизни в Москве, приходят от пенсионеров других профессий. Решение архитектурных, градостроительных проблем предлагают врачи, педагоги, конструкторы, да кто угодно, только не сами специалисты (видимо, они понимают, насколько все сложно и неоднозначно).
В сегодняшней Москве мне нравится, во-первых, расширение строительства метрополитена, начатое оборудование Малого железнодорожного кольца для внутренних транспортных нужд города (осуществление моей давней мечты). Во-вторых, действия мэра С.С. Собянина по благоустройству, созданию комфортной городской среды для жителей (пешеходные зоны, парки, скверы и пр.). 
Особенно важным для Московского региона считаю обеспечение комфортной безопасности для новоселов загородных (и бывших загородных) территорий и для тех, кто живет там уже не первый год. К примеру, 10–20 лет назад граждане на свои средства приобрели жилье в загородных домах. А теперь крупные застройщики строят рядом с этими коттеджными поселками высотные дома. Таким образом, люди, которые вложили средства, чтобы обеспечить на перспективу свои семьи комфортабельным жилищем в экологически благоприятной среде, оказываются опять рядом с многоэтажными кварталами, дорогами и т.д., их вклад обесценивается. Администрация обязана обеспечить их экономическую безопасность и сохранить комфортные условия проживания. Это область ответственного градостроительного зонирования. Не секрет, что жилье прирастает сейчас в основном за счет строительства вокруг города.
Важнейшая задача  – развитие транспортного каркаса. В Москве это десятилетиями было слабым звеном. Еще от Хрущева и до Лужкова (транспортные проблемы были по преимуществу заботой столицы) отсталость в этой сфере – отдельная история. Сейчас стараемся нагонять и, по сравнению с другими городами страны, наметились некоторые успехи.
 
- Возможно ли в принципе развитие столь масштабных и сложных образований (Москва+присоединенные территории, город+область) по единому сценарию?
- Никакого единого сценария! Даже в очень больших городах надо помнить только о «малой родине», а стандарт для всех – очень плохой вариант. (Это мы уже проходили.) Надо, прежде всего, тщательно изучать историю своего района, места, где родился и живет человек. Будь то Арбат, Сокольники или Бирюлево, присоединенные к городу территории, – люди везде должны знать, любить и уважать легенду своего дома, улицы, поселения, своей малой родины. Тогда не будут пакостить в лифтах, подъездах, дворах. «Литература» должна идти впереди архитектуры.
 
- Учитывается ли опыт, позитивный и негативный, зарубежных мегаполисов?
- Многие десятилетия НИиПИ Генплана, МАРХИ, РААСН и другие профессиональные организации изучали, анализировали зарубежный градостроительный опыт. У Москвы существуют налаженные связи с рядом европейских столиц, например с Берлином, Парижем, в какой-то мере с Лондоном и другими. Законы градостроительства, как и законы природы, равнозначны для любого мегаполиса, и их взаимодействие – задача скорее гуманитарная, чем математическая.
 
- Существует ли в мире практика развития крупных городов без разработанного группой экспертов генплана?
- Теоретически нет. Генпланы есть везде, и они, безусловно, нужны. Как и насколько они реализуются, зависит от разных причин. Вот в Бразилии и в Рио-де-Жанейро, который застраивался и расширялся в течение 450 лет, и в построенном по единому авторскому замыслу Нимейера городе Бразилиа стихийно выросли фавелы – неконтролируемые городские образования...
 
- Изменились ли принципиально за последние десятилетия подходы к разработке генеральных планов городов – небольших, крупных и крупнейших?..
- Да, конечно изменились. Советский генплан был скорее директивой, законом, обязательным и непреложным. Современные генпланы должны предугадывать определенные альтернативы будущего развития. В чем-то они должны быть бескомпромиссными, а в чем-то – подвижными, живыми. В этом их главное отличие от генпланов прошлых лет.
 
- Знаковые объекты, на Ваш взгляд, формирующие образ Москвы на современном историческом этапе?
- Далеко не всегда город обретает неповторимый образ, становится узнаваемым, уникальным благодаря именно тем объектам, которые нам в нем нравятся. Примеры ярких знаковых объектов – статуя Свободы для Нью-Йорка или «Сирена» для Варшавы. Для Москвы, я считаю, сейчас это «Москва-Сити» (особый мир, специальный комплекс, работать в котором – совсем не то же, что в ординарном городском офисе) и, конечно, Кремль со звездами на башнях, комплекс МГУ... В этом смысле Москва – счастливый город! В мире не так много городов, которые можно мгновенно узнать по одному зданию. Звезды на башнях Кремля  – яркий образ нашей сложной истории. А, к примеру, Успенский собор и даже знаменитый Нотр-Дам не сразу укажут незнатоку на принадлежность к конкретному городу: Успенский собор есть и во Владимире, а готические храмы существуют и в других городах Европы.
 
- Вы являетесь председателем Совета главных архитекторов субъектов РФ и муниципальных образований. Какова градостроительная ситуация в российских городах разного масштаба? Общие проблемы? 
- Ситуация в разных городах очень различается. А одна из общих приоритетных проблем – проблема места архитектора-профессионала в градостроительных процессах. Роль специалиста, и главный архитектор здесь не исключение, зачастую сводится не к предотвращению негативных тенденций, а к ликвидации их тяжелых последствий. Положительные подвижки состоят в том, что Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства наконец повернулось лицом к архитектору. Участие в прошлом году представителей Минстроя в нашем форуме в Воронеже показало, что архитекторы постепенно выводятся «из-под строителей» и занимают значимое место в решении городских проблем, должность главного архитектора становится весомей. Это очень важно и означает, что мы выступаем единым профессиональным сообществом – цехом. Эта тенденция получила продолжение на Совете главных архитекторов в Великом Новгороде.
 
- И все же – есть ли нечто общее, присущее российским городам независимо от их местонахождения, площади и численности населения?
- «Широка страна моя родная…» Огромные расстояния, разные национальные, природные, исторические особенности городов. Мы по определению не можем быть похожими. Однако есть общее, что присутствует везде. Плюсы у всех разные, а проблемы одни и те же: например, приоритет жилой застройки перед комплексной, перед инфраструктурой, рабочими местами для жителей. Это явный и привычный для нас перекос в сторону потребительства… А на самом деле свободным человека делает не отдельная квартира, а удобное и доступное место работы, детский сад в пешей доступности от дома и т.д.
 
- Последний вопрос – от Международной ассоциации Союзов архитекторов. Какой Вы видите в настоящее время роль Совета главных архитекторов столиц СНГ: общение, обмен опытом, профессиональный клуб?
- Хотелось бы, как минимум, чтобы главные архитекторы столиц СНГ остались друзьями и общались. А Совет главных архитекторов обязательно должен обеспечивать обмен актуальной информацией, изучение положительного опыта коллег. Нам, как я уже говорил, необходимо оставаться единым профессиональным цехом. В этом наша сила.
 
- Большое Вам спасибо! Успеха и реализации творческих планов!
 
Беседу вела Анна Младковская.
 

 

АРХИТЕКТУРНОЕ ТВ

О людях в архитектуре. Николай Шумаков

Гостем авторской программы Ольги Полонской "Ген Эдисона. О людях в архитектуре" стал Николай Иванович Шумаков, президент Союза архитекторов России и Союза московских архитекторов, главный архитектор ОАО «Метрогипротранс», член Архитектурного совета Москвы, заслуженный архитектор РФ, академик Российской академии художеств, академик Международной академии архитектуры (МААМ), член Союза художников.

НОВОСТИ 06.06.18
Союз архитекторов России и Союз московских архитекторов приглашает принять участие в конкурсе Build School Project
04.06.18
Стартовал третий сезон конкурса «АРХпроект»
17.05.18
Студенты СПбГАСУ – победители конкурса проектов благоустройства пешеходных зон в городах Ленинградской области
11.05.18
Итоги форума ArchGlass 2018
18.04.18
Заседание Бюро Координационного Совета МАСА