РЕГИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МСА                                                                                                          
                      
НОВОСТИ

Столичные зодчие защитятся от непрофессионалов

 

фото: Михаил Ковалев
 
— Скажу честно: победы я не ожидал. Но теперь должен оправдывать доверие коллег. Сейчас для меня главное — войти в контакт с властью, с правительством Москвы. Первые шаги я уже сделал — был разговор с замом мэра города Маратом Хуснуллиным. Может быть, договоримся о создании комиссии для взаимодействия архитектурного сообщества и стройкомплекса. Помимо этого необходимо создать мощную информационную сеть, чтобы постоянно рассказывать москвичам об архитектуре и архитекторах. Я считаю, что нужно проводить открытые конкурсы на все крупные проекты, чтобы люди были в курсе происходящего.

Летом мы вступаем во Всемирную торговую организацию. А это значит, что мы открываем границы не только для товаров, но и для рабочей силы, — таковы правила ВТО. Боюсь, что через два года во все отрасли хлынут непрофессионалы, в том числе и в архитектуру. Есть мысль защитить наш цех так называемой архитектурной палатой, которую мы сделаем при Союзе московских архитекторов. Это не наше изобретение — Архитектурная палата существует во многих странах мира. Она аттестует специалистов, желающих работать на рынке, а без аттестации работать запрещено. У нас и так архитектура в плачевном состоянии, а если еще придут низкоквалифицированные люди, боюсь представить, что станется с Москвой.

— Что, на ваш взгляд, должно быть на месте гостиницы «Россия»?

— Скорее всего что-то близкое по духу к Зарядью. Там же была структура улиц, домики, общественные сооружения, жилье, часть Китайгородской стены. Организация парка на этом месте — тоже неплохая идея, потому что зеленых зон в Москве категорически не хватает.

— В ближайшее время должны быть подведены итоги еще одного конкурса — на оформление станции «Спартак». Ваш институт участвовал в разработке проекта?

— Удивительно, но я как главный архитектор головной организации по проектированию станций и линий московского метро даже не знал о том, что был объявлен конкурс. Тем более странно, что мы эту станцию проектировали — когда она еще планировалась как «Волоколамская». В 1970-е годы московские власти сначала собирались застраивать Тушинское поле жильем, потом решили не застраивать — и от станции отказались, законсервировали. Теперь вернулись к проекту в связи со строительством одноименного стадиона.

— Не повторится ли на «Спартаке» ситуация, которую можно наблюдать на «Спортивной»: при проведении крупных мероприятий выход к «Лужникам» закрывается, а болельщиков выводят через второй вестибюль и соседние станции?

— Самое сложное в проекте станции «Спартак» — не столько оформление, сколько ее «посадка» на местности. И с этой точки зрения она расположена неудачно. Понятно, что потоки болельщиков должны рассредоточиться. Если хлынет толпа, метрополитен захлебнется. Он захлебнется уже на подходах, не говоря о том, что будет твориться на платформах. Линия старая, количество поездов не увеличишь. Платформу не расширишь. Тем не менее станция нужна. И жилой массив рядом, и на тренировки спортсменам нужно ездить.

— «Спартак» располагается на действующей Таганско-Краснопресненской линии. Не будет ли у метростроевцев сложностей при сооружении?

— «Спартак» — единственная станция московского метро, уже заложенная в конструкциях. «Коробка» есть, необходимо лишь установить инженерию и красиво оформить. Поэтому технических сложностей — никаких. Нормальная метростроевская работа. Сложности были бы, если приходилось бы возводить станцию с нуля — как, например, в свое время строили «Горьковскую» (ныне — «Тверская») на действующей Замоскворецкой линии. Сооружали ее без остановки движения поездов. Над тоннелями надстраивали сложнейшую конструкцию, потом, когда станцию построили, ранее построенные боковые тоннели разбирали. Пассажиры каждый день подвергались риску. Молились и строители, и проектировщики. С тех пор мы подобные смертельные трюки не делаем.

— А как же будет строиться станция «Суворовская» — ведь она тоже расположена на действующей Кольцевой линии?

— «Суворовскую» будут строить по совершенно другой, безопасной для пассажиров технологии. Строители соорудят тоннели-дублеры, на которые перепустят поезда. После этого на месте старых тоннелей специалисты начнут возводить станционную конструкцию. И только после окончания этих работ поезда снова поедут по старым путям. А дублеры придется разобрать, потому что конструкция без эксплуатации стоять не может, она рухнет в конце концов. Это тяжелейшее, сложнейшее мероприятие. Его стоимость сопоставима со стоимостью целой линии, я не преувеличиваю.

— Откроется ли Дворец бракосочетания на Живописном мосту к Дню города?

— Я очень на это надеюсь. Заказчик уже оплатил лифты для Дворца бракосочетания. Они изготавливаются за месяц, плюс два месяца требуется на монтаж. Поэтому к середине августа лифты должны пройти госприемку. А закончить отделочные работы в наземном трехэтажном павильоне и в «тарелке» под куполом арки моста можно за месяц.

 

У Союза московских архитекторов — новый президент. Им стал главный архитектор Метрогипротранса Николай Шумаков. Чем он намерен заняться на этот посту в первую очередь, что видит на месте снесенной гостиницы «Россия», справится ли станции метро «Спартак» с наплывом болельщиков— и каковы перспективы «воздушного» ЗАГСа — выяснял «МК».

 

АРХИТЕКТУРНОЕ ТВ

О людях в архитектуре. Николай Шумаков

Гостем авторской программы Ольги Полонской "Ген Эдисона. О людях в архитектуре" стал Николай Иванович Шумаков, президент Союза архитекторов России и Союза московских архитекторов, главный архитектор ОАО «Метрогипротранс», член Архитектурного совета Москвы, заслуженный архитектор РФ, академик Российской академии художеств, академик Международной академии архитектуры (МААМ), член Союза художников.

НОВОСТИ 06.06.18
Союз архитекторов России и Союз московских архитекторов приглашает принять участие в конкурсе Build School Project
04.06.18
Стартовал третий сезон конкурса «АРХпроект»
17.05.18
Студенты СПбГАСУ – победители конкурса проектов благоустройства пешеходных зон в городах Ленинградской области
11.05.18
Итоги форума ArchGlass 2018
18.04.18
Заседание Бюро Координационного Совета МАСА