Unesco UIA MACA
Международная Ассоциация Союзов Архитекторов
The International Association of Eurasian Unions of Architects (IAUA)
Eng

Московскому метрополитену исполнилось 80 лет!

 
К юбилею столичной подземки Портал Архсовета вспомнил, как создавался классический ансамбль станций 1930-50-х годов, а также поинтересовался у главного архитектора «Метрогипротранса» и президента МАСА Николая Шумакова, в чем заключается современный образ московского метрополитена.

15 мая московскому метрополитену — одному из самых красивых и известных в мире — исполнилось 80 лет. За это время построено 196 станций! Столичная подземка строилась как стратегический объект. Между тем, она уникальна не только по своему техническому оснащению, но и по масштабу идеологической задачи, которая ей отводилась: «Социалистическое государство может позволить себе постройку для народа сооружения, которое дает лучшее самочувствие, художественное наслаждение населению. Наш рабочий, едущий на метро, должен чувствовать, что работает для себя, зная, что каждая гайка — есть гайка социализма». (Из речи Л.М. Кагановича). Советское метро в годы «золотого века» (с 1935-го и до середины 1950-х гг.) транслировало мощный эстетический образ, вещающий о необъятном народном богатстве, силе революционного духа и подвига пролетариев. Станции этого периода поражают разнообразием отделки и палитрой декоративных приемов - от рисунка полов и инкрустации стенных филенок, до орнамента вентиляционных решеток и осветительной арматуры.

Станция метро Сокол. Арх. Ю. Н. Яковлев, К. Н. Яковлев. 1938 год

Строительство первых станций лично курировал Иосиф Сталин. К их возведению привлекались ведущие архитекторы и художники страны, как, например, при сооружении станции «Комсомольская» — кольцевая, над проектом которой работал патриарх советской архитектуры Алексей Щусев.

Важно отметить, что проекты ряда станций были выбраны в ходе архитектурных конкурсов, как, например,«Киевская» — кольцевая. По распоряжению Никиты Хрущева был объявлен конкурс на дизайн станции. Московские и киевские архитекторы представили 73 проекта, а победу одержали украинцы во главе с действительным членом Академии архитектуры Украинской ССР Евгением Катониным.

Станция метро Маяковская

Международным триумфом стал проект «Маяковской», удостоенный Гран-при на Всемирной промышленной выставке в Нью-Йорке в 1938 году. «Маяковская» стала первой колонной станцией глубокого заложения (глубина — 34 м). Легкость ее несущим конструкциям придает авиационная сталь, которой покрыты колонны и арки. В лазоревом небе станции, в овальных люнетах парят планеры и цеппелины — мозаики авторства А.А. Дейнеки, которые вошли в историю искусства как образец монументально-декоративного стиля.

Фантазии архитекторов в оформлении станций неоднократно использовали новые, необычные приемы. В отделке станции «Новослободская» (открыта в 1952 г.), к примеру, широко использовались подсвечиваемые витражи. Стекла доставили из Латвии, где они хранились в кафедральном соборе в Риге и предназначались для костелов.

Станция метро Новослободская

Московское метро живет в ритме города — меняются эпохи, меняется и облик станций. Сегодня законодателями стиля в облике станций являются «Метрогипротранс» и «Мосинжпроект». Разработанные ими решения станций, которые в настоящее время вводятся в эксплуатацию, со всей очевидностью показывают, что и наша эпоха нашла для метро свой неповторимый образ. Отдельную страницу в историю подземки должны вписать современные архитектурные конкурсы на решения станций. Как ранее отмечал главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, «метро - общественное пространство, где горожанин проводит много времени, и от качества этого пространства, его облика зависят и настроение, и самочувствие, и самоощущение человека. Зачем же лишать всех нас источника хорошего настроения и гордости за свой город и страну? Я уверен, что такой социально значимый объект, как метро, вновь должен стать предметом пристального профессионального внимания архитекторов».

Станция метро Авиамоторная. Арх. А. Ф. Стрелков, В. И. Клоков, Н. И. Демчинский, Ю. А. Колесникова. 1979 год

На вопросы Портала Архсовета отвечает Николай Шумаков, главный архитектор «Метрогипротранса», Президент Союза Московских архитекторов:

- Славу московского метро составили сталинские станции и именно с ними, в первую очередь, ассоциируется высокий стиль подземки. А что бы Вы сказали об образе современного метро?

- Я считаю, что последние лет 10 как минимум можно смело говорить о ренессансе московского метрополитена в смысле архитектуры, потому как все объекты, которые появились в последнее время, достаточно знаковые, высокопрофессиональные, сделанные в ключе вот тех традиций 1930-х годов. Почему они малоизвестные — потому что почти все периферийные - «Строгино», «Волоколамская», «Пятницкое шоссе», «Алма-Атинская», «Новокосино», «Жулебино», «Лермонтовский проспект», «Борисово», «Шипиловская», «Зябликово», «Деловой центр», «Битцевский парк» и еще много других. Широкой публике новые станции мало известны, пожалуй, за исключением центрального участка Люблинско-Дмитровской линии - это «Сретенский бульвар», «Трубная», «Достоевская» и «Марьина роща» — они прозвучали в свое время достаточно громко и получили высокие отметки. Впрочем, в профессиональной среде высокие оценки заслужили и те станции, что я перечислил до этого. Поэтому какого-то негатива в отношении архитектуры современного метро у меня нет. Для меня понятно, что сейчас происходит. Мы поставили перед собой задачу возродить традиции, зазвучать заново — считайте, что мы их выполнили.

Станция метро Достоевская

- Вы посвятили метрополитену всю свою профессиональную жизнь. Метро какой эпохи и станции какого времени Вам нравятся больше всего?

- Для меня весь метрополитен, вот эти 300 км существуют как единый организм, а не как отдельные станции и перегоны. Более того, я трактую для себя даже несколько иначе — метрополитен для меня — это, в первую очередь, бесконечные перегоны и редкие всполыхи в виде станций. Интрига объекта как раз и заключается в многокилометровым передвижении по черным тоннелям – среди тюбингов, кабелей, рельс и шпал – и неожиданном появлении сказочного, необъяснимого пространства – станции. И выделить какой-либо объект в этом организме будет несколько неверно. Весь метрополитен хороший, выделяю весь метрополитен.

Станция метро Деловой центр

- Чего, на Ваш взгляд, не хватает московскому метро в отличие от зарубежных аналогов? Как вы относитесь к интеграции метро с другими функциями, с транспортно пересадочными узлами?

- Это давно надо было делать. Метрополитен десятилетиями существует как изолированная система и это существенный недостаток – слабая интеграция в общегородскую структуру. Метрополитен живет как бы сам по себе. Связан с городом хилыми вестибюлями с малоразвитыми подземными переходами и редкими лестничными выходами на поверхность. Подземное пространство – даже как понятие – отсутствует. Транспортно-пересадочные узлы только начинают проектироваться. Но на самом деле это должен быть огромный подземный город. ТПУ, социалка, торговля, театры и прочее, весь этот уровень должен быть положен на «скелет», а скелет - это метро, так что пока мы делаем неверно. Вывод элементарный: надо проектировать и строить развитые подземные пространства и ТПУ и активно интегрировать их с метро.

Но самое главное – Москва дождалась активного метростроения. Если все планы по метро будут выполнены, то уже к 2020 году Москва подземная и Москва наземная вздохнут свободно и заживут полнокровной жизнью. Главное, чтобы проектированием и строительством занимались профессионалы.
 
Изображения: Александр Попов, archspeech.com, liketotravel.ru, rbcdaily.ru, no-exit.org

Другие статьи

Объявлен очередной XXVIII Международный смотр-конкурс МАСА на лучшую проектную и реализованную работу (постройку).
20 Августа 2020
Объявлен очередной XXVIII Международный смотр-конкурс МАСА на лучшую про...
UIA 2021 RIO EXPO
4 Августа 2020
UIA 2021 RIO EXPO
На 65-ом году оборвалась жизнь Акмурзы Исаевича Рустембекова Президента Союза архитекторов Республики Казахстан
30 Июля 2020
На 65-ом году оборвалась жизнь Акмурзы Исаевича Рустембекова Президента ...
Национальное объединение изыскателей и проектировщиков выпустило второй номер нового глянцевого журнала «Вестник НОПРИЗ»
5 Июля 2020
Национальное объединение изыскателей и проектировщиков выпустило второй ...
Гнедовский-90! Vivat!
3 Июля 2020
Гнедовский-90! Vivat!
МАСА ПОЗДРАВЛЯЕТ БЕЛОРУССКИЙ СОЮЗ АРХИТЕКТОРОВ
23 Июня 2020
МАСА ПОЗДРАВЛЯЕТ БЕЛОРУССКИЙ СОЮЗ АРХИТЕКТОРОВ
Темой фестиваля «Зодчество 2020» стала «Вечность»
15 Июня 2020
Темой фестиваля «Зодчество 2020» стала «Вечность»
IX Московский Международный Фестиваль Садов и Цветов "Moscow Flower Show" 2020 год
9 Июня 2020
IX Московский Международный Фестиваль Садов и Цветов "Moscow Flower Show...
Объявлены новые даты проведения фестиваля «Перспектива»
21 Мая 2020
Объявлены новые даты проведения фестиваля «Перспектива»
Объявлен старт международного архитектурного конкурса
18 Апреля 2020
Объявлен старт международного архитектурного конкурса
Архитектурный форум Зодчество VRN
19 Марта 2020
Архитектурный форум Зодчество VRN
Новые лауреаты «архитектурного Оскара»
10 Марта 2020
Новые лауреаты «архитектурного Оскара»
Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла заслуженному архитектору России И.Н. Воскресенскому с 75-летием со дня рождения
25 Февраля 2020
Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла заслуженному архитектору Росси...
Уничтожен один из важнейших материальных объектов, созданных народом России в ХХ веке
6 Февраля 2020
Уничтожен один из важнейших материальных объектов, созданных народом Рос...
С НОВЫМ 2020 годом!
27 Декабря 2019
С НОВЫМ 2020 годом!
XXII Съезд Общественного объединения "Белорусский Союз Архитекторов"
26 Декабря 2019
XXII Съезд Общественного объединения "Белорусский Союз Архитекторов"
Открытый Всероссийский архитектурно-градостроительный конкурс на лучшую концепцию пространственного развития литературно-рекреационной зоны «Парк Победы и Дворянское гнездо» в г. Орле
17 Декабря 2019
Открытый Всероссийский архитектурно-градостроительный конкурс на лучшую ...
Международный урбанистический Форум «Проектируя будущее»
25 Ноября 2019
Международный урбанистический Форум «Проектируя будущее»
Всемирный день архитектуры
7 Октября 2019
Всемирный день архитектуры
Ушел из жизни Александр Викторович Кузьмин
27 Сентября 2019
Ушел из жизни Александр Викторович Кузьмин